Новости
RSS
Ростовская область
Административный центр
Крупные города
История Ростова-на-Дону
История Таганрога
История Азова
Экономика
История
География и климат
Администрация области
Обратная связь
Каталог компаний
Наши партнеры

           







Яндекс.Погода



.

Крупные города

Таганрог

Герб Таганрога

Герб Таганрога

  Герб Таганрога был утвержден 15 апреля 1808 года и вновь принят 25 февраля 1994 года и в 2002 году. Щит разделен на четыре части. В первом серебряном поле две лазуревых (голубых) горизонтальных полосы; в пурпуровом поле вензель Петра I и дата основания города; в лазуревом (голубом) поле серебряный осетр; в четвертом серебряном поле золотой кадуцей поверх двух положенных накрест золотых речных якорей (с двумя лапами). В золотом поле сердцевого щитка — червленый крест.

О городе

 Таганрог. Пристань
Таганрог. Пристань

  Таганрог, город в Российской Федерации, Ростовская обл., расположен на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского моря, в 67 км к западу от Ростова-на-Дону. Морской порт. Железнодорожная станция. Население 282,1 тыс. человек (2001). Основан в 1698. Город с 1775.

 
Таганрог. Панорама города 
Таганрог. Панорама города

Экономика

  Основные отрасли промышленности: машиностроение (ОАО «Красный котельщик», «Прессмаш»; комбайновый, судоремонтный заводы); приборостроение (ПО «Виброприбор», заводы: торгового оборудования, электротермического оборудования, «Прибор»); черная металлургия (ОАО «Таганрогский металлургический завод» — производство стали, листового проката, труб для нефтяной и газовой промышленности); химическая (заводы: «Термопласт», лакокрасочный), легкая (в т. ч. кожевенно-обувная), пищевкусовая (рыбокомбинат; мясной, кондитерский, мукомольно-крупяной заводы).

История

Таганрог. Памятник Петру I 
Таганрог. Памятник Петру I

  Основан Петром I как Троицкая крепость и порт в урочище Таганрог, служившие базой русского Азовского военного флота. С середины 18 в. за городом закрепилось название Таганрог. В феврале 1712 по условиям мирного договора с Турцией, заключенного в результате неудачного Прутского похода русских войск (1711), крепость была разрушена. В 1769 в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 северо-восточная часть побережья Азовского моря была занята русскими войсками и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774) окончательно присоединена к России. Восстановленный Таганрог в 1775 был официально утвержден городом Азовской провинции. После основания Севастополя (1783) Таганрог утратил значение военно-морской базы и с 1780-х стал крупным внешнеторговым портом на юге России. В 1869 был соединен железной дорогой с Харьковом и Ростовом-на-Дону. В 1890-х в Таганроге были построены металлургический, механический, котельный и другие заводы. В годы Гражданской войны власть в Таганроге неоднократно менялась, шли ожесточенные бои. В ходе Великой Отечественной войны был оккупирован немецко-фашистскими войсками.

  Таганрог известен как родина великого русского писателя А. П. Чехова, художника-передвижника К. А. Савицкого, актрисы Ф. Г. Раневской; поэта-песенника М. Танича, актера З. Высоковского.

 

Ф. Г. Раневская

 

  Раневская Фаина Григорьевна (1896-1984), российская актриса, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915. В 1949-55 и с 1963 в Московском театре им. Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер («Дальше — тишина» В. Дельмар, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: «Подкидыш», 1940; «Мечта», 1943; «Свадьба», 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

Фаина Григорьевна Раневская 

Наука и культура

  Образовательные, научные и культурные учреждения: Таганрогский государственный радиотехнический университет; институты: государственный педагогический, бизнеса и информационных технологий, управления и экономики. Проектно-конструкторский и технологический институт кузнечно-прессового роботостроения. Драматический театр. Картинная галерея (в экспозиции — полотна С. Ф. Щедрина, Ф. С. Рокотова, А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, К. А. Коровина, З. Е. Серебряковой и др.). Музеи: краеведческий, градостроительства и быта, литературный и историко-архитектурный музей-заповедник А. П. Чехова.

 
Таганрог. Музей «Лавка Чехова». 
Таганрог. Музей «Лавка Чехова».

Архитектурные памятники. Достопримечательности

Таганрог. Домик А. П. Чехова. 
Таганрог. Домик А. П. Чехова

  Среди памятников архитектуры — Дворец Алфераки (1848, по проекту архитектора Штакеншнейдера). Владельцем дворца был купец Н. Д. Алфераки, один из богатейших людей Таганрога. В июле 1863 в доме Алфераки останавливался великий актер М. С. Щепкин. В конце 1870-х Алфераки разорились, и дворец с садом стал купеческим клубом. В большом зале часто устраивались концерты с участием приезжих знаменитостей. В клубе бывали Чайковский и Чехов, который запечатлел его в рассказах «Ионыч», «Маска» и «Моя жизнь». 

 

  В таганрожском императорском дворце не раз останавливался Александр I, чья загадочная смерть в Таганроге послужила основой различных версий и слухов. В этом же дворце останавливался Николай I, В. А. Жуковский, Н. Н. Раевский, М. Н. Волконская, А. С. Пушкин, И. К. Айвазовский. Еще одна достопримечательность города — Каменная лестница, построенная в 1823. Во время Крымской войны на ее ступенях был отбит десант англо-французских войск. Рядом с Каменной лестницей расположен Домик Чайковского, брата П. И. Чайковского.

  В районе Таганрога находится климатическая курортная местность (Таганрогский залив).

 Таганрог. Никольская церковь.
Таганрог. Никольская церковь

Герб 1811 года

Герб 1811 года

Герб Таганрога, утвержденный в 1811 году.

  Другие крупные города: Шахты, Волгодонск, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск.

Шахты

  Шахты, в Ростовской области, областного подчинения, в 96 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на юго-восточных отрогах Донецкого кряжа. Железнодорожная станция (Шахтная) на линии Лихая - Ростов-на-Дону. Узел автомобильных дорог (близ Ш. проходит автомобильная магистраль Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону). Население 227,5 тыс. человек (1992; 16,3 тыс. в 1897; 49 тыс. в 1926; 135 тыс. в 1939; 196 тыс. в 1959; 205 тыс. в 1970; 209 тыс. в 1979).
  Поселение на степной речке Грушёвка, на месте современных Ш., основано в конце XVII - начале XVIII вв. донскими казаками. Близ поселения началась разработка выходивших на поверхность пластов каменного угля, использовавшегося для местных нужд. Позже появились подземные разработки, увеличились объёмы добычи. В 1790 казак Двухжённов подрядился доставлять в Таганрогский порт до 3 тыс. пудов угля ежегодно. К середине XIX в. вокруг станицы Грушевской работало 57 шахт. В 1867 станица получила права города с наименованием Горное Грушёвское поселение. В 1881 город был переименован в Александровск-Грушёвский. К концу XIX в. - один из крупных центров каменноугольной промышленности Юга России. В 1920 город переименован в Ш. В состав Ш. вошли многие окрестные горняцкие посёлки. В период Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован с 21 июня 1942 по 12 февраля 1943 немецко-фашистскими войсками, которые при отступлении взорвали и затопили угольные шахты, уничтожили многие общественные здания.
  Современные Ш. - главный промышленный и организационно-хозяйственный центр Восточного Донбасса. Добыча каменного угля. Машиностроение и металлообработка (заводы - электротранспортного машиностроения, машиностроительный и др.), производство стройматериалов (в том числе железобетонных конструкций, керамических изделий). Предприятия лёгкой (хлопчатобумажный комбинат, 2 обувные, льняная, швейная фабрики и др.) и пищевкусовой (мясной, молочный и др.) промышленности. Филиал Ростовского проектного института Гипроуглеавтоматизация. Технологический институт бытового обслуживания, филиал Новочеркасского политехнического института. Драматический театр. Краеведческий музей.
  В центральной части города находится основная часть многоэтажных общественных зданий. Массивы многоэтажной жилой застройки размещены на севере и юге города; в большинстве остальных районов преобладает одноэтажная нерегулярная застройка. Жилые массивы в разных направлениях пересекаются железнодорожными и трамвайными линиями, подъездными путями. Большие площади заняты шахтными участками и отвалами пустой породы, на окраинах города - карьерами по добыче строительных материалов.

Цимлянск

  Цимлянск, в Ростовской области, районный центр, в 236 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на правом берегу Цимлянского водохранилища (р. Дон). Железнодорожная станция (Цимлянская) на линии Морозовск - Куберле. Речной порт. Население 15,5 тыс. человек (1992; 15 тыс. в 1979).
Основан в XVII в. донскими казаками как казачий городок Цимла, до 1950 - станица Цимлянская; в 1950-52 перенесена из зоны затопления водохранилища Цимлянской ГЭС и преобразована в рабочий посёлок Ц. Город - с 1961.
  Значительный транспортный узел в бассейне нижнего Дона (перевалка зерна, угля, леса и лесоматериалов, минерального строительного сырья и др. с речных судов в железнодорожные составы и наоборот). Центр сельскохозяйственного района (посевы зерновых; виноградарство, молочно-мясное животно- водство). Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья [заводы: игристых вин (выпускает "Цимлянское игристое" вино), маслодельный, пивоваренный и др.]. Ковровая фабрика, судомеханический завод. Производство строительных материалов (железобетонные изделия, кирпич). Большая часть города застроена в 1950-е гг. по генеральному плану одноэтажными домами усадебного типа. На широких улицах и площадях центральной части города многочисленные зелёные насаждения.
  В районе Ц. - Цимлянская ГЭС.

 

Семикаракорск, районный центр в Ростовской области, в 137 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на левобережье р. Дон (пристань), в 26 км к югу от конечной железнодорожной станции Усть-Донецкая ветки от линии Лихая - Ростов-на-Дону. Население 23,2 тыс. человек (1992; 20,2 тыс. в 1979).
Станица Семикаракорская, основанная донскими казаками, известна с 1672. Из-за частых наводнений, вызванных паводками р. Дон, станица неоднократно переносилась; на современном месте - с 1845. В 1959 преобразована в посёлок городского типа; город - с 1972. Центр сельскохозяйственного района с орошаемым земледелием (посевы зерновых и овощных культур, подсолнечника; садоводство и виноградарство, молочно-мясное животноводство, птицеводство, прудовое рыболовство). Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (консервный, сыродельный заводы; мясокомбинат и пищекомбинат). Кирпичный завод. Производство художественной керамики и др. Турбаза.
  Вблизи С. - Семикаракорское городище на месте хазарского города-крепости.

 

САЛЬСК, в Ростовской области, областного подчинения, районный центр, в 180 км к юго-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на севере Предкавказья, в Сальских степях, на р. Средний Егорлык (левый приток р. Маныч, бассейн Дона). Узел железнодорожных линий (на Ростов-на-Дону, Тихорецк, Волгоград) и автомобильных дорог. Население 62,2 тыс. человек (1992; 7 тыс. в 1926; 11 тыс. в 1939; 35 тыс. в 1959; 50 тыс. в 1970; 57 тыс. в 1979).
Основан в 1830, в 1926 преобразован в город С. из посёлка при железнодорожной станции Торговая. Промышленный центр, центр крупного сельскохозяйственного района (возделывание зерновых, в том числе сильных и твёрдых пшениц, подсолнечника, риса, кукурузы; животноводство, в том числе отгонно-пастбищное) на юго-востоке области. Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (мельничный комбинат, мясокомбинат; молочный, винодельческий, плодоконсервный, комбикормовый заводы); заводы - кузнечно-прессового оборудования, кирпичный; мебельный комбинат; фабрики - меховая, обувная, текстильно-галантерейная, швейная.
  В основе современной регулярной планировки хорошо озеленённого города - 5 микрорайонов со смешанной застройкой 1-9-этажными домами.

 

ПРОЛЕТАРСК, районный центр в Ростовской области, в 206 км к юго-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на севере Предкавказья, в Сальских степях, на правобережье р. Западный Маныч (Пролетарское водохранилище). Железнодорожная станция на линии Волгоград - Новороссийск. Узел автомобильных дорог. Население 19,6 тыс. человек (1992).
  Известен с конца XVIII в. как станица Великокняжеская. С 1806 - административный центр Калмыцкого, в 1884-1920 - Сальского округа Области (до 1870 Земли) войска Донского. В XIX - начале XX вв. большую часть населения округа составляли калмыки, причислявшиеся к войсковому сословию и нёсшие воинскую службу наравне с донскими казаками. Основными занятиями калмыков были отгоннопастбищное овцеводство и коневодство. В 1920-х гг. станица Великокняжеская была переименована в Пролетарскую. Город - с 1970. Современный П. - центр сельскохозяйственного района (посевы зерновых, в том числе риса на орошаемых землях; животноводство, главным образом овцеводство; рыболовство). Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (заводы - рисоочистительный, маслодельный, рыбный). Производство стройматериалов.

НОВОШАХТИНСК, в Ростовской области, областного подчинения, в 105 км к северу от Ростова-на-Дону. Расположен у юго-восточных отрогов Донецкого кряжа, близ железнодорожной станции Михайло-Леонтьевская на линии Горная - Должанская, на автомагистрали Харьков - Ростов-на-Дону. Население 107,1 тыс. человек (1992; 7 тыс. в 1926; 48 тыс. в 1939; 104 тыс. в 1959; 102 тыс. в 1970; 104 тыс. в 1979).
  Образован в 1939 из нескольких горняцких посёлков. Промышленный центр Восточного Донбасса. Добыча каменного угля. В современном Н.: заводы - механический, по изготовлению светильников; предприятия лёгкой и пищевой промышленности; производство стройматериалов.

Новочеркасск

Герб Новочеркасска

НОВОЧЕРКАССК, в Ростовской области, областного подчинения, в 51 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на правом возвышенном берегу р. Аксай (правый рукав Дона), при впадении в неё р. Тузлов. Железнодорожная станция на линии Лихая - Ростов-на-Дону. Узел автомобильных дорог; близ Н. проходит автомагистраль Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону. Население 188,3 тыс. человек (1992; 52 тыс. в 1897; 62 тыс. в 1926; 81 тыс. в 1939; 123 тыс. в 1959; 162 тыс. в 1970; 183 тыс. в 1979).
  Основан в 1805 войсковым наказным атаманом М. И. Платовым как новый административный центр Земли (с 1870 - Области) войска Донского вместо Черкасска (ныне станица Старочеркасская), затоплявшегося ежегодными весенними разливами Дона. Разработку регулярного плана Н. и руководство строительством города осуществлял военный инженер Ф. П. Деволан; прямые широкие улицы и большие площади хорошо вписывались в рельеф местности. В XIX в. Н. был средоточием политической жизни донского казачества. Развитию торговли и промышленности в городе препятствовал "высочайший указ" (1840), запрещавший покупать в Н. недвижимость и землю "неслужилому" населению; войсковое правление запрещало строительство промышленных предприятий ближе чем в 20 верстах от города. В конце 1860-х гг. эти ограничения были отменены. К концу XIX в. в Н. насчитывалось 28 небольших предприятий (чугунолитейный, лесопильный, кирпичные, пивоваренные, винокуренные заводы и др.). В 1870-х гг., с постройкой железнодорожных линий Миллерово - Ростов-на-Дону, Н. был соединён с железнодорожной сетью России. В 1908 население города достигло 51,3 тыс. человек (в том числе лиц казачьего сословия - 24,6 тыс. человек). В начале XX в. Н. становится важным центром образования и культуры Дона. В городе были открыты атаманское техническое училище, духовная и учительская семинарии, юнкерское казачье училище, кадетский корпус, институт благородных девиц, военно-фельдшерская школа, 3 мужские, 4 женские гимназии и другие средние учебные заведения, в 1907 - Донской политехнический институт (первое высшее учебное заведение на Дону), в 1915 - Донской ветеринарный институт.
  В годы Гражданской войны Н. был центром антибольшевистски настроенного казачества, неоднократно служил ареной боёв.
  В конце 1920-х гг. Н. становится городом студентов. В начале 1930-х гг. здесь действовали 14 вузов и техникумов, в которых обучалось около 10 тыс. студентов. В 1930-е гг. в Н. построены паровозостроительный, станкостроительный заводы, реконструируются завод горно-бурового оборудования, дроболитейный. Город сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны 1941-45; был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 25 июля 1942 по 13 февраля 1943.
  С Н. связана жизнь донского историка В. Д. Сухорукова; в Новочеркасской гимназии учился геолог и географ И. В. Мушкетов; в Н. жил художник-баталист М. Б. Греков.
  Современный Н. - крупный промышленный центр Ростовской области. Главные отрасли промышленности - машиностроение и химическая. На базе бывшего паровозостроительного завода создано ПО по производству электровозов. ПО "Магнит" (производство постоянных магнитов); заводы - машиностроительный им. Никольского (производство горного оборудования), нефтяного машиностроения, станкостроительный, электродный, синтетических продуктов (исходное сырьё - природный газ), химический и др. Предприятия пищевкусовой (мясной, мукомольной, винодельческий и др.) промышленности. Завод силикатного кирпича и др. Близ Н. - Новочеркасская ГРЭС (мощностью 2400 кВт). Научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения, в том числе научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения. Государственный проектный институт электротехнической промышленности. Северо-Кавказский зональный ветеринарный институт. Политехнический институт, Донской инженерно-мелиоративный институт (ст. Персиановка), Высшее военное училище связи. Драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской (с 1825). Музей истории донского казачества (открыт в 1899; история донского края, реликвии донского казачества, произведения русских и западноевропейских художников, Дом-музей художника-баталиста М. Б. Грекова, Дом-музей художника И. И. Крылова (родился в Н. и провёл в нём большую часть жизни).
Центральная часть Н. расположена на возвышенном месте (урочище Бирючий Кут) и застроена по регулярному плану начала XIX в. (3 широких проспекта с бульварами, соединённые площадями, от которых радиально расходятся улицы). Весь архитектурно-планировочный комплекс объединён высотной доминантой Вознесенского кафедрального войскового собора (1805-1905, архитектор А. А. Ященко), расположенного на площади Ермака с памятником Ермаку (1904, скульптор В. А. Беклемишев, по проекту М. О. Микешина) и памятником походному атаману Я. П. Бакланову (1911). На въездах в город в 1816-17 сооружены 2 триумфальные арки в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов русских войск в 1813-14. На Азовской площади - Михайло-Архангельская церковь (1870) в духе эклектики. Рядовая застройка XIX в. - каменные и деревянные особняки в стиле ампир, часто с комплексом усадебных построек (конюшни, провиантские склады, каретные сараи и др.). Среди памятников архитектуры второй половины XIX в.: войсковая гауптвахта (1856), атаманский дворец (1863), здания кадетского корпуса (1889), Мариинской женской гимназии (1885), духовной семинарии (1883), Донского музея (1899), Александро-Невской церковью в русско- византийском стиле (1891-96). В начале XX в. построены многочисленные особняки в стиле модерн ("Дом с совой", 1910).
  Близ Н. - хутор Малый Мишкин, родовое имение атамана М. И. Платова (1751-1818).

МОРОЗОВСК, районный центр в Ростовской области, в 265 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен в верховьях р. Быстрая (левый приток р. Северский Донец, бассейн Дона). Узел (Морозовская) железнодорожных линий (на Волгоград, Лихую, Куберле) и автомобильных дорог, в том числе автомагистраль Волгоград - Кишинёв. Население 26,9 тыс. человек (1992).
  Возник во второй половине XIX в. как пристанционный посёлок. В начале XX в. из посёлка и близлежащих казачьих хуторов - Морозова, Любимова и Басова была образована станица Морозовская. Город - с 1941. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован с 15 июля 1942 по 5 января 1943 немецко-фашистскими войсками. Современный М. - центр сельскохозяйственного района (возделывание зерновых, подсолнечника; молочно-мясное животноводство). Завод сельскохозяйственного машиностроения. Предприятия по переработке сельско- хозяйственного сырья (мясокомбинат; молочный, комбикормовый заводы и др.). Элеватор. Предприятия железнодорожного транспорта.

 

МИЛЛЕРОВО, в Ростовской области, областного подчинения, районный центр, в 218 км к северу от Ростова-на-Дону. Расположен на юго-восточной окраине Среднерусской возвышенности, на р. Глубокая (левый приток Северского Донца, бассейн Дона). Крупный узел железнодорожных линий (на Москву, Ростов-на-Дону, Луганск), автомобильных дорог (в том числе шоссейная дорога М. - станица Вёшенская); близ М. проходит автомагистраль Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону. Население 38,1 тыс. человек (1992; 38,3 тыс. в 1979).
Основан в 1786 войсковым старшиной Иваном Абрамовичем Миллером как имение и посёлок М. До 1920 посёлок М. (Миллерово-Глубокинский) входил в состав Области (до 1870 Земли) войска Донского. В 1872 через М. прошла Ростово- Воронежско-Козловская железная дорога. После постройки железной дороги до Луганска (1898) М. становится важным железнодорожным узлом. Здесь перерабатывалась значительная часть сельскохозяйственных продуктов, поступавших из районов Верхнего Дона и Украины для отправки в центральные губернии России. В XIX - начале XX вв. в М. строятся паровые мельницы, маслобойки, элеватор; маслобойный и чугуноплавильный (по производству сельскохозяйственного инвентаря) заводы и др. В годы Гражданской войны М. неоднократно переходил из рук в руки воюющих сторон, в 1918 был центром Донецкого округа Донской советской республики. Город - с 1926. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован с 15 июля 1942 по 17 января 1943 немецко-фашистскими войсками; на территории города располагался концентрационный лагерь для советских военнопленных "Дулаг-125" ("Миллеровская яма").
  Современный М. - центр сельско- хозяйственного района (посевы зерновых, технических, в том числе подсолнечника, и кормовых культур; скотоводство, птицеводство, плодоводство), промышленный центр Ростовской области: заводы - сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, оборудования, резинотехнических изделий; предприятия пищевкусовой (мукомольной, мясной, молочной, винодельческой и др.) промышленности; швейная и мебельная фабрики.
  М. - родина писателя К. А. Тренёва. С М. связаны годы жизни дважды Героя Советского Союза маршала авиации А. Н. Ефимова.

 

КРАСНЫЙ СУЛИН, в Ростовской области, областного подчинения, в 100 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на восточных отрогах Донецкого кряжа, на р. Кундрючья (бассейн Дона). Железнодорожная станция (Сулин) на линии Миллерово - Ростов-на-Дону. В 5 км от автомагистрали Москва - Ростов-на-Дону. Население 43,2 тыс. человек (1992).
  Основан в 1797 казачьим полковником Андреем Сулиным как хутор. В 70-х гг. XIX в. слился с посёлком чугунолитейного завода, построенного на базе местных месторождений железной руды. В 1926 посёлок Сулин получил статус города и новое название - К. С. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 21 июля 1942 по 14 февраля 1943. В современном К. С.: металлургический завод, предприятия пищевой промышленности, производство стройматериалов и др. Несветай ГРЭС.

 

КОНСТАНТИНОВСК, районный центр в Ростовской области, в 169 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на правом берегу р. Дон (пристань), в 25 км к юго-востоку от конечной железнодорожной станции Усть-Донецкая ветки от линии Лихая - Ростов-на-Дону. Население 18,4 тыс. человек (1992; 16,4 тыс. в 1979).
  Возник в XVII в. как казачий городок Бабей (Бабский), с начала XVIII в. - станица Бабская, в 1864 объединена со станицей Ведерниковской под общим названием Константиновская (названа в честь великого князя Константина Николаевича); с 1941 - посёлок городского типа, город - с 1967. Современный К. - центр сельскохозяйственного района (возделывание зерновых и технических, в том числе подсолнечника, культур; молочно-мясное животноводство); заводы - рыбный, маслосыродельный; производство строй- материалов и др. Школа искусств. Город в основном сохраняет облик большой донской станицы. Возрождаются казачьи традиции, бытовая культура.

КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ, в Ростовской области, областного подчинения, центр Каменского района, в 145 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа, на р. Северский Донец (правый приток Дона). Железнодорожная станция (Каменская) на линии Миллерово - Ростов-на-Дону. Узел автомобильных дорог, в том числе автомагистрали Москва - Ростов-на-Дону, Волгоград - Кишинёв. Население 73,3 тыс. человек (1992; 17 тыс. в 1926; 43 тыс. в 1939; 58 тыс. в 1959; 68 тыс. в 1970; 72,1 тыс. в 1979).
Возник в 1686 как казачье поселение, с 1817 - станица Каменская. С середины XIX в. на окраине станицы строились угольные шахты и заводы (поташный, спиртоводочный, ремонтно- механический). В январе 1918 в Каменской состоялся съезд представителей фронтовых казачьих полков, на котором был избран Донской казачий Военно-революционный комитет во главе с Ф. Г. Подтёлковым и М. В. Кривошлыковым. В 1927 станица получила статус города и новое название - К.-Ш. В период Великой Отечественной войны 1941- 45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 18 июля 1942 до 13 февраля 1943.
  Современный К.-Ш. - крупный промышленный центр Ростовской области. В городе - машиностроительный завод (производство шахтного оборудования), химический комбинат "Россия" (ПО "Химволокно"), опытный механический завод, стеклотарный завод; предприятия деревообрабатывающей, пищевой промыш- ленности, производство стройматериалов и др. ТЭЦ. Краеведческий музей.
  Исторический центр К.-Ш. сохраняет прямоугольную уличную сеть старинной казачьей станицы; на западных и южных окраинах города - районы многоэтажной застройки 1980-90-х гг. На центральной площади К.-Ш., бывшем станичном майдане, - две Братские могилы: бойцов Красной Армии, погибших во время Гражданской войны, и советских солдат, павших в годы Великой Отечественной войны.
  В районе К.-Ш. - угольные шахты и сельскохозяйственные угодья (посевы пшеницы, подсолнечника; молочно-мясное животно- водство).

 

ЗЕРНОГРАД, районный центр в Ростовской области, в 71 км к юго-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на севере Предкавказья, в Сальских степях. Железнодорожная станция на линии Батайск - Сальск; на автомобильной дороге Ростов-на-Дону - Ставрополь. Население 22,7 тыс. человек (1992; 24,8 тыс. в 1979).
  Возник в 1915 как разъезд Верблюд в связи со строительством железной дороги Ростов - Торговая, в 1933 переименован в посёлок Зерновой при созданном в 1929 учебно-опытном зерносовхозе. Город - с 1951. В 1960 переименован в З. Центр сельскохозяйственного района (возделывание зерновых и технических, в том числе подсолнечника, клещевины и других культур; молочно-мясное животноводство, коневодство); завод сельскохозяйственных машин и завод гидроагрегатов. Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (учебный).

 

ЗВЕРЕВО, в Ростовской области, областного подчинения, в 21 км к востоку от г. Гуково, в 140 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен в восточной части Донецкого кряжа. Железнодорожная станция на линии Миллерово - Ростов-на-Дону, в 10 км от автомобильной магистрали Москва - Ростов-на-Дону. Население 30,9 тыс. человек (1992; 26,3 тыс. в 1979).
  Вырос из шахтёрского посёлка, возникшего в начале XX в. Рабочий посёлок - с 1929. Город - с 1989. Центр добычи каменного угля Восточного Донбасса.

 

ДОНЕЦК, в Ростовской области, областного подчинения, в 171 км к северу от Ростова-на-Дону. Расположен у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа, на р. Северский Донец (правый приток Дона), в 8 км от железнодорожной станции Изварино на линии Лихая - Роданово, на автомобильной магистрали Волгоград - Кишинёв. Население 49,0 тыс. человек (1992; 44,5 тыс. в 1979).
  Основан донскими казаками в 1681 как станица Гундоровская. С конца XIX в. - горняцкий посёлок Гундоровка. Город - с 1951; в 1955 переименован в Д. Современный Д. - промышленный центр Восточного Донбасса: добыча каменного угля; экскаваторный завод; хлопкопрядильная, трикотажная фабрики.

 

ГУКОВО, в Ростовской области, областного подчинения, в 160 км к северу от Ростова-на-Дону. Расположен в восточной части Донецкого кряжа. Железнодорожная станция на линии Лихая - Дебальцево. Население 69,1 тыс. человек (1992; 53 тыс. в 1959; 68,3 тыс. в 1979).
  Основан в 1802 как хутор на р. Гнилуша казачьим сотником Гуковым, с конца XIX в. - горняцкий посёлок Гуковский. Город - с 1955. Один из центров добычи каменного угля Восточного Донбасса. Завод резинотехнических изделий; производство стройматериалов, предприятия лёгкой промышленности.

 

ВОЛГОДОНСК, в Ростовской области, областного подчинения, в 190 км к востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на левом берегу Цимлянского водохранилища, на р. Дон, близ плотины Цимлянской ГЭС. Железнодорожная станция (Волгодонская) на линии Морозовск - Куберле. Порт. Население 182 тыс. человек (1992; 16 тыс. в 1959; 28 тыс. в 1970; 92,4 тыс. в 1979).
  Основан в 1950 в связи с сооружением Волго-Донского судоходного канала и Цимлянской ГЭС, вблизи станицы Романовской и хутора Сол ный. Город - с 1956. Современный В. - промышленный центр Ростовской области. Предприятия энергетического машиностроения: ПО "Атоммаш", завод "Энергомаш". Химический комбинат - один из крупнейших на юге России (выпускает моющие средства, вспомогательные материалы для производства различных синтетических продуктов, заменителей растительных и животных жиров). Заводы: радиотехнической аппаратуры, опытно- экспериментальный (новые образцы дорожной техники). Предприятия пищевой (молочной, мясной, консервной и др.) промышленности, производство стройматериалов и конструкций. Филиал Новочеркасского политехнического института. Краеведческий музей. Основная часть городской застройки - микрорайоны 5-9-этажных домов, возвед нных в 1960-80-х гг. Близ В. - Ростовская АЭС (не действует).

Белая Калитва

  БЕЛАЯ КАЛИТВА, в Ростовской области, областного подчинения, районный центр, в 168 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен у северо-восточной оконечности Донецкого кряжа, на р. Северский Донец, при впадении в неё р. Калитва. Железнодорожная станция на линии Лихая - Волгоград. Автомобильная магистраль (Волгоград - Кишинёв). Аэропорт. Население 48,8 тыс. человек (1992; 38 тыс. в 1979).
Возник в 1703 как казачья станица Усть-Белокалитвенская; с 1941 - рабочий посёлок Б. К., с 1958 - город. Современная Б. К. - центр угледобычи (Восточный Донбасс) и сельскохозяйственного района (мясомолочное скотоводство, птицеводство, посевы зерновых и технических культур). Действуют: заводы - сельскохозяйственного машиностроения, металлургический; предприятия лёгкой и пищевой промышленности, по производству стройматериалов. В городе в 1960-80-х гг. построены многоэтажные жилые дома на левом берегу р. Калитва (микрорайон "Солнечный"). В 1991 открыт новый автодорожный мост через р. Калитва, связавший левобережную часть с центром города. Строится (1992) автодорожный мост через р. Северский Донец.

 

БАТАЙСК, в Ростовской области, областного подчинения, город-спутник Ростова-на-Дону, в 15 км к юго-востоку от него, на противоположном берегу р. Дон. Узел железнодорожных линий (на Краснодар, Баку, Сальск) и автомобильных дорог (в том числе автомагистраль Ростов-на-Дону - Баку). Население 93,7 тыс. человек (1992; 52 тыс. в 1959; 85 тыс. в 1970; 90,6 тыс. в 1979).
  Основан в 1779-80 как слобода на месте разорённого запорожскими казаками татарского становища Батай. Город - с 1938. В современном Б. - промышленные предприятия, обращённые на развитие Ростова-на-Дону, среди них: заводы - монтажных заготовок, энергомеханический, по производству железобетонных мостовых конструкций, кирпичный; предприятия по ремонту строительного оборудования, ремонту и производству автокранов, автомобильных полуприцепов и др.; предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Б. - сортировочный центр железнодорожных грузов Ростовского промышленного узла и крупнейший на юге России пункт сбора металлического лома.
  Б. имеет в основании прямоугольную сеть улиц. Значительная часть жилых кварталов города застроена одноэтажными домами усадебного типа из красного кирпича. Узкие тенистые улицы, зелень садов придают особый колорит городу.

 

АКСАЙ, районный центр в Ростовской области, в 18 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на юго-востоке Русской равнины, на крутом правом берегу излучины р. Дон, в месте впадения в неё р. Аксай (рукав Дона). Железнодорожная станция на линии Лихая - Ростов-на-Дону. Близ А. проходит объездная автомобильная магистраль, огибающая с востока г. Ростов-на-Дону и соединяющая автомобильные магистрали Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону и Ростов-на-Дону - Баку. Население 33,3 тыс. человек (1992).
  Основан во второй половине XVI в. донскими казаками (впервые упоминается в 1569) как станица Усть-Аксайская (в 1791 переименована в Аксайскую). В период Азовских походов Петра I (1695, 1696) и впоследствии в борьбе с турками за выход России к южным морям станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску - в то время центру Области войска Донского. В XVIII в. здесь существовала система земляных фортификационных сооружений, соединённых подземными переходами и оборудованных складскими помещениями с большими запасами продовольствия и оружейных припасов. Зимой 1783/84 в Усть-Аксайском стане находился А. В. Суворов, командовавший Кубанским корпусом. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 21 по 29 ноября 1941. В 1957 станица Аксайская получила статус города.
  Современный А. - промышленный город-спутник Ростова-на-Дону. В А.: ПО "Химпродукт"; заводы - "Аксайкардандеталь", консервный, стекольный и др.; ремонтно-эксплуатационная база флота Волго-Донского речного пароходства. Краеведческий музей.
  В А. узкие, мощённые камнем улочки спускаются к берегу Дона, через овраги перекинуты небольшие мосты. Главные улицы застроены одно-двухэтажными клас- сицистическими домами первой половины XIX в. с тремя окнами на главном фасаде и с боковыми галереями (в простенках некоторых домов - изображение двойного круга и круга с розеткой внутри как знака принадлежности владельца дома к казачеству или георгиевским кавалерам). Среди других памятников архитектуры - дом почтового смотрителя и почтовая станция в стиле классицизма (XIX в.), Одигитриевская церковь в русско-византийском стиле (1897).
  На склонах Кобяковой балки, отделяющей город А. от Ростова-на-Дону, находится Кобяково городище. По преданию, здесь в 1185 в стане половецкого хана Кобяка томился пленный новгород-северский князь Игорь Святославич - герой "Слова о полку Игореве".